Совокупный срок заключения женщин, которые были осуждены за демонстрации, составляет почти 500 лет.
На фоне беспрецедентной волны протестов, прокатившейся по Беларуси в 2020 году, бытовало мнение, что государство будет более милосердно к протестующим женщинам, многие из которых были одеты в белое и несли цветы.
Но данные говорят об обратном: женщины всех возрастов были заключены в тюрьму в ходе жестоких репрессий, последовавших за акциями. Их совокупный срок заключения составляет 461 год. При этом наиболее распространенный срок – от двух до трех лет колонии.
Восемнадцать процентов из них были в возрасте старше 50 лет, двое были несовершеннолетними, а по крайней мере у 15 заключенных есть дети. Истинная картина, скорее всего, еще более сурова, поскольку в имеющихся данных есть пробелы.
Около четверти всей общедоступной информации, собранной волонтерами и правозащитниками, является неполной и не поддается анализу. Из-за страха и стигмы, связанных с политзаключенными, родственники часто скрывают тот факт, что членам их семей были предъявлены обвинения по политическим мотивам.
А поскольку наблюдателей, адвокатов и правозащитников не допускают к суду, порой нет элементарной возможности самостоятельно фиксировать приговоры и обвинения.
К примеру, в настоящее время 57 женщин находятся в предварительном заключении в ожидании судебных слушаний, поэтому их статус трудно классифицировать.
Между тем, число политических заключенных в Беларуси продолжает расти и сейчас приближается к 1 500.
СИЛА ЦВЕТОВ — Женщины-политзаключенные в Беларуси спустя два года после подавления крупнейших политических акций в истории страны
Политические протесты 2020 года были охарактеризованы как «революцией предзнаменований», а обложки мировых изданий пестрели изображениями молодых девушек, митингующих против президента Лукашенко. Но два года спустя ситуация выглядит иначе.
Война в Украине заставила и СМИ, и читателей сосредоточиться на других проблемах, и дальнейшей судьбе «женщин в белом» уделяется мало внимания. В 2023 году мало кто задается вопросом: куда делись все цветы?
785 женщин предстали перед судом за действия, связанные с протестами 2020 года. 451 женщина остается под стражей.
В 2020-2023 годах за несогласие с результатами выборов и протесты против полицейского насилия были задержаны и заключены в тюрьму женщины ВСЕХ ВОЗРАСТОВ
возраст 18-29 лет – 28%
возраст 30-39 лет – 31%
возраст 40-49 лет – 23%
возраст 50+ – 18%
Самой старшей задержанной было 76 лет. Самой молодой – 18 лет.
Самые суровые приговоры политическим оппонентам Лукашенко, активистам и рядовым гражданам выносятся по сфабрикованным обвинениям в «терроризме» – троим из осужденных больше 50 лет.
Галина ДЕРБЫШ — бухгалтер на пенсии из Гродненской области, обвиненная в терроризме — 20 лет колонии.
Ольга МАЙОРОВА — политическая активистка, бывший член Объединенной гражданской партии, обвиненная в терроризме — 20 лет колонии.
Марфа РАБКОВА — правозащитница, координатор правозащитного центра «Весна» — 15 лет колонии.
Любовь РЕЗАНОВИЧ — жена православного священника, вместе с мужем и сыном обвиненная в терроризме — 15 лет колонии.
Мария КОЛЕСНИКОВА — член Координационного совета, руководитель предвыборного штаба бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико (также находится в заключении) — 11 лет в колонии.
«ОМОН не будет задерживать молодых женщин в белых платьях, несущих цветы!», — говорили они. Но так ли это было на самом деле?
Протестующим женщинам не выносили более мягкие приговоры из-за их пола. В 2020-2022 годах наиболее частый приговор – 2-3 года тюрьмы.
Количество женщин-заключенных — Приговор (в годах)
В 2022 году Беларусь заняла 15-е место в списке стран с наибольшей долей женщин-заключенных.
Первые три позиции в этом списке занимают ГОНКОНГ (19 %), КАТАР (15 %) и МАКАУ (14 %).
Еще одна проблема, связанная с тем, что мировые СМИ не пишут о женщинах-политзаключенных Беларуси, – это отсутствующие или неполные данные.
Все независимые СМИ в Беларуси оказались под запретом, а правозащитный центр «Весна» объявлен «экстремистским». Dissedenty.by – самый подробный онлайн-ресурс о белорусских политзаключенных. Однако он управляется волонтерами, и его данные зачастую неполны и не систематизированы.
768 имен задержанных женщин предоставлены платформой Dissedenty.by. По 180 из них нет систематизированных данных. 456 приговоров и данных о задержанных могут быть проанализированы. 131 попадают в категорию «другие». В эту группу входят женщины, которых принудительно отправили в ссылку, заставили заплатить штраф и т. д. 57 арестованных содержатся в следственных изоляторах (иногда более года), поэтому их статус не может быть классифицирован.
СИЛА ЦВЕТОВ — Белорусские женщины борются за свободу от диктатуры
В Беларуси заключенные в переписке используют листочки в клетку из школьных тетрадей. Но арестованных лишают элементарных средств гигиены, постельного белья, лекарств и т. д., не говоря уже о канцелярских принадлежностях. При отправке им писем рекомендуется вкладывать несколько чистых листов бумаги и несколько конвертов. Только в этом случае можно надеяться на получение ответа.
Более подробную информацию о белорусских женщинах-заключенных можно найти на сайтах prisoners.spring96.org/ru и dissidentby.com.
Также смотрите рисунки бывшей заключенной, белорусской художницы Нади Саяпиной. Осенью 2020 года она была арестована и провела 15 суток в тюрьме за пикет против полицейского насилия при подавлении августовских митингов. В камере она рисовала (в основном портреты своих сокамерниц), используя шариковую ручку и имеющуюся в доступе бумагу.
Теперь им нужна ваша ПОДДЕРЖКА. Сделайте так, чтобы их истории были услышаны в вашей стране.
Авторы статьи Алаіза Пашкевіч, Беларусь.
Статья подготовлена IWPR в рамках проекта «Amplify, Verify, Engage», который осуществляется при финансовой поддержке министерства иностранных дел Норвегии.
Ссылка оригинала статьи Flower Power: Women Prisoners in Belarus