Председатель женского НПО культурно-гуманитарный фонд «Сухуми» Алла Гамахария рассказала о деятельности фонда и о новом проекте, который стартовал в марте этого года. Фонд был создан 1997 году женщинами, вынужденно перемещенными из Абхазии. Он расположен в Кутаиси, и работает в Западной Грузии, где в шести городах действуют его филиалы, то есть центры поддержки женщин.
— По каким направлениям вы работаете?
Нашими главными приоритетами являются, миротворчество, работа по превенции насилия, с жертвами насилия, по усилению женщин в процессе принятия решений. Во всех наших проектах наши главные бенефициарии-женщины, ВПЛ из Абхазии прежде всего. Также мы работаем с местными женщинами, со структурами власти, журналистами и большой группой молодежи.
Мы осуществляем разные проекты с Абхазией, чтобы восстановить доверие. Снижение агрессии в наших обществах и разрушение образа врага – наши главные цели. У нас было несколько партнеров в Абхазии, по истечению времени остался один партнер, но стабильный – это «Ассоциация женщин Абхазии». Мы договорились, что мы не будем касаться позиции и политики, потому что иначе нам невозможно будет договориться. Но у нас много общих потребностей, которые существуют в наших обществах, особенно в женских группах. Войны начинают мужчины, а восстанавливать семью, решать проблемы потом приходиться женщинам. Это типично для всех конфликтов.
— Какую работу вы проделали за эти годы?
Мы начали работу с 1997 года, то есть работаем уже 17 лет, и, разумеется, наша работа с тех пор трансформировалась. Сначала это были экономические проекты, как начать свое дело, маркетинг, как преподнести свой продукт. Женщины с другой стороны конфликта приезжали в Грузию, мы могли видеться здесь, в Кутаиси, в Тбилиси.
Мы старались провести много тренингов по медиации, по конфликтологии, анализу конфликта, поиску путей урегулирования. Старались показать женщинам с обеих сторон, что они должны уметь смотреть на конфликт глазами второй стороны. Как найти пути того, чтобы не быть врагами. Ведь очень трудно жить разделенными, имея тесные родственные связи и не общаться.
— Как изменилась ситуация после грузино-российской войны 2008 года?
После 2008 года все усложнилось. Теперь на административной границе стоят российские войска, которые установили другие правила и порядки, приезжать в Грузию стало сложнее. К сожалению, Абхазия приняла закон, о том, что все местные законы надо привести в соответствие с российскими, подписаны различные соглашения, и это накладывает определенные обязательства. Что касается грузинской стороны, то нас не хвалят, но и не мешают. Если раньше мы могли ездить друг к другу, то после 2008 года все встречи возможны только на нейтральной территории. Мы стараемся встречаться в тех местах, где были конфликтные ситуации и встречаться там с женскими организациями, слушать их, перенимать их опыт разрешения сложных постконфликтных ситуаций и, конечно, обсуждать свои проблемы, обмениваться опытом, возможностями, идеями, вырабатывать свои стратегии.
— Какие у грузинских и абхазских женщин общие проблемы?
Сейчас одна из основных проблем как у нас, так и в Абхазии – это практически полное отсутствие женщин в политике, принимают решения мужчины. Если бы женщин в парламенте было больше, то, скорее всего и политика государства была бы более социально-направленной, меньше думали бы об армии, вооружении и конфликтах. Мы уже на протяжении нескольких лет работаем над тем, чтобы увеличить число женщин в политике, как тут, так и там. Были встречи с женщинами-депутатами, готовим женщин, чтобы они стали кандидатами. Мы составляем единые тренинг модули и стараемся проводить схожие тренинги как с грузинскими, так и с абхазскими женщинами.
Вообще, если говорить о Южном Кавказе, у нас практически одинаковые проблемы.
— Какой проект вы осуществляете сейчас?
С первого марта 2015 года у нас стартовал проект под названием «Женщины определяют уровень человеческой безопасности для построения доверия и устойчивого мира» (Грузия, Абхазия), который рассчитан на год.
Для нас очень важен вопрос человеческой безопасности. И мы собираемся провести исследование и посмотреть, насколько женщины чувствуют себя в безопасности. Я говорю о человеческой безопасности, которая включает в себя 7 компонентов: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, защита здоровья, безопасность окружающей среды, личная безопасность, безопасность в сообществе, политическая безопасность.
Мы хотим посчитать этот уровень, как в разных регионах Грузии, так и в Абхазии, насколько защищенными чувствуют себя женщины и что для них сейчас является приоритетным. Сейчас мы составляем методологию, по которой будем проводить опросы. Методологию мы разрабатываем сами и созваниваемся с абхазскими партнерами, чтобы обменяться мнениями, информацией, чтобы у нас был общий модуль.
Финансовую поддержку нам оказывают разные организации, но в основном наш постоянный партнер на протяжении 10 лет – это Шведский Женский Фонд «Квинна тилл Квинна». Проект маленький, у нас небольшое финансирование, но все же, мы постараемся провести все эффективно. И наша цель не исследование ради исследования, а исследование ради изменения ситуации.
После исследования мы начнем адвокатирование этого вопроса, проведем информационные встречи с женщинами, брифинги с журналистами, расскажем о результатах. Также у нас есть компонент со структурами власти, в том числе и с министерством внутренних дел.
— Как вы считаете какова роль женщины в миротворчестве?
По своей натуре мы — женщины более дипломатичны, стараемся разрешить конфликт мирным путем потому, что от этого зависит наше будущее. Не хотим рисковать своей семьей и благополучием. Есть, конечно, исключения, воинственные агрессивные и с оружием в руках женщины. Но чувство сохранения семьи преобладает. Мы для того чтобы принести мир на землю.
Автор Эдита Бадасян