Абхазия: стереотипы о «неженских профессиях» и непрестижность в условиях тотальной безработицы

Стереотипы о «неженских» профессиях, как и многие другие, все еще очень сильны в абхазском обществе.
Арифа Капба

Женщинам Абхазии приходится прилагать вдвое больше усилий, чтобы доказать, что на одном и том же поприще они могут быть так же компетентны, как и мужчины. Кама Кация – молодой абхазский архитектор. Уже совсем скоро откроется ее собственная студия архитектуры и дизайна в самом центре Сухума. Выпускница волгоградского архитектурно-строительного университета, она продолжила свое обучение в Италии, где жила год.

Кама считается довольно успешным архитектором с хорошей перспективой, но ее случай это скорее исключение из правил. В нашем обществе существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому, профессия архитектора это «мужская» или «неженская» профессия.

Кама рассказывает, что после школы, когда она решила поступать на архитектурный факультет, больше всех ее переубедить пыталась мама, а в первые годы учебы на лекциях заведующего кафедрой постоянно слышала о том, что «девочкам нечего делать на архитектурном».

В Италии, вспоминает молодой архитектор, такого отношения к этому вопросу не было, все учащиеся на ее курсе были как раз девушки.

Сегодня, пример Камы это наглядная демонстрация того, что вовсе не половая принадлежность определяет профессионализм и компетенцию в любой сфере.

Kama Katsia
Кама Кация – молодой абхазский архитектор. По ее проекту в Сухуме построена одна из самых симпатичных новых гостиниц в городе – отель «Леон», также среди ее работ частная клиника «Илифия», здание, в котором располагается управление ФСБ России в Абхазии, множество частных домов и зданий. Фото из личного архива Камы

Но житель Сухума Даур недавно приобрел участок земли в окрестностях города и хочет строить на нем большой дом. Для того, чтобы составить проект дома, он приглашает специалиста из России.

Даур не уверен, что местные архитекторы могут справиться с задачей, тем более женщина:

«Там же нужно правильно все рассчитать, чтобы фундамент был хороший, для этого нужно, чтобы архитектор и в свойствах земли и почвы разбирался, а что женщина знает об этом. Такие вещи могут рассчитать только мужчины».

Профессия архитектора далеко не единственная, которую у нас почему-то относят к разряду «неженских».

В 2003 году в Абхазском государственном университете впервые была открыта специальность «Международные отношения». Для допуска к экзаменам в этом факультете было проведено специальное собеседование с абитуриентами – в официальном объявлении этого собеседования была фраза о том, что при прочих равных условиях при выборе абитуриентов предпочтение будет отдаваться лицам мужского пола.

Дело в том, что предполагалось, что факультет будет готовить дипломатов для республики, а хорошими дипломатами, видимо, рассматривались только лица «сильного» пола.
Впрочем, сейчас, как и в самых первых наборах студентов на этой специальности большинство учащихся – девушки. Сложные вступительные экзамены на этот факультет и достаточно трудная учебная программа зачастую оказывается под силу именно представительницам «слабого» пола.

Однако, не всегда только так называемые престижные профессии (как архитектор, дипломат и прочее) считаются «неженскими». Есть еще много других занятий и профессий, которым абхазским девушкам заниматься «не положено».

Так, не приветствуется, например, когда девушка работает «официанткой» в кафе, впрочем, оговоримся, что и абхазских парней довольно сложно представить официантами.
По мнению многих людей, такие профессии «унижают достоинство» тех, кто ими занимается, хотя как-то объяснить, в чем именно заключается унижение сложно.

К таким профессиям очень часто относят и многие другие занятия – дворники, уборщики, грузчики. Часто люди предпочитают и вовсе не иметь работы, чем найти работу такого рода, где нужно заниматься физическим трудом.

Саида – выпускница университета, на руках у нее диплом экономического факультета, но найти работу по специальности она не может уже больше трех лет. На вопрос не пыталась ли она найти работу в какой-то другой сфере, она отвечает:

«Зачем я училась на экономическом факультете пять лет, чтобы потом работать продавщицей или еще кем-то похуже, для этого университет не нужен».

Вообще, надо отметить, что в таком же положении как Саида в Абхазии сейчас очень много людей. У всех у них есть дипломы о получении высшего образования, но мало, кто из них может устроиться на работу по своей профессии.

Самыми популярными факультетами у абитуриентов считаются экономический, юридический и факультет международных отношений. Эти факультеты выпускают гораздо большее количество специалистов, чем они востребованы в обществе. При этом в Абхазии существует огромный дефицит в специалистах в самых разных, часто практических сферах.

В таких условиях складывается абсурдная ситуация, когда с одной стороны, люди по принципу половой принадлежности вынуждены принимать сверх усилия для того, чтобы доказать свою профессиональную компетентность, и с другой стороны, принцип избирательного отношения к профессиям, когда некоторыми видами труда заниматься считается «постыдным».

Стоит отметить, что в Абхазии нет точных данных об уровне безработицы, так как люди официально не зарегистрированы как безработные, но в прошлом году сотрудники министерства труда и социального обеспечения назвали приблизительную цифру в тридцать процентов.

По имеющейся информации, в министерстве принимают анкеты от людей, желающих найти работу, но трудоустроить удается немногих, так как не существует базы данных об имеющихся вакансиях. Так, например, в период за 2014-2015 год, через министерство официально трудоустроиться удалось только 32 людям.

Самыми востребованными работодателями профессиями, по информации министерства, в Абхазии являются учителя и врачи, а среди подавших анкеты больше всего претендентов на место охранников.

Заглавное фото – абхазская журналистка и автор статьи Арифа Капба. Фото: Регины Егоровой-Аскеровой


В опубликованных на сайте материалах сохранены термины и топонимика, используемые авторами. IWPR и редакция сайта не несут ответственности за содержание авторских материалов.
Материал подготовлен в рамках проекта по усилению навыков женщин при финансовой поддержке Миссии наблюдателей Европейского Союза.

Будьте на связи, общайтесь с нами!

spot_imgspot_img

Статьи по теме

spot_img

Будьте с нами на связи

[td_block_social_counter facebook="womenpeacenetwork" style="style6 td-social-boxed" open_in_new_window="y" f_counters_font_family="394" f_network_font_family="891" f_counters_font_size="eyJhbGwiOiIxNCIsImxhbmRzY2FwZSI6IjEzIiwicG9ydHJhaXQiOiIxMiJ9" f_network_font_size="eyJhbGwiOiIxMyIsImxhbmRzY2FwZSI6IjExIiwicG9ydHJhaXQiOiI5In0=" counter_color="#ffffff" counter_color_h="#ffffff" network_color="#ffffff" network_color_h="#ffffff" tdc_css="eyJsYW5kc2NhcGUiOnsibWFyZ2luLWJvdHRvbSI6IjMwIiwiZGlzcGxheSI6IiJ9LCJsYW5kc2NhcGVfbWF4X3dpZHRoIjoxMTQwLCJsYW5kc2NhcGVfbWluX3dpZHRoIjoxMDE5LCJwb3J0cmFpdCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiMjAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn0sInBvcnRyYWl0X21heF93aWR0aCI6MTAxOCwicG9ydHJhaXRfbWluX3dpZHRoIjo3NjgsInBob25lIjp7Im1hcmdpbi1ib3R0b20iOiI0MCIsImRpc3BsYXkiOiIifSwicGhvbmVfbWF4X3dpZHRoIjo3NjcsImFsbCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiNDAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn19" youtube="UCfv3cw8TlPW0tluF3EGpbuA" twitter="tagdivofficial"]

Новые статьи