«Корень неразрешимости конфликта – в отчуждении между сторонами».
Серия уникальных документальных фильмов, снятых при поддержке IWPR, проливает свет на не освещавшиеся ранее истории исцеления разделенных конфликтом общин в оккупированных регионах Грузии.
Бела Джикаеви, главный герой фильма «Хазтаг-Разделение неразлучных», и Кети Маградзе, кинорежиссер и победитель Специального приза МНЕС за мирную журналистику 2020 года. Тбилиси, Грузия, 4 октября 2022 г. © IWPR/Давид Мдзинаришвили
Фильмы были сняты лауреатами Специального приза Миссии наблюдателей Европейского Союза (МНЕС) за мирную журналистику – престижной ежегодной награды, финансируемой МНЕС и управляемой в партнерстве с IWPR.
«Корень неразрешимости конфликта – в отчуждении между сторонами», — сказала в беседе с IWPR после просмотра Нино Гелашвили, редактор проекта Радио Свобода «Эхо Кавказа». «С нашей точки зрения, другая сторона – просто заклятый враг. Мы ничего не знаем о наших согражданах из Абхазии и Южной Осетии по ту сторону колючей проволоки».
Она продолжила: «Для меня делиться честными человеческими чувствами и переживаниями – это своего рода окно, через которое мы можем заглянуть в другую реальность. Именно это делает фильмы мощным инструментом для продвижения миротворчества».
Более 300 представителей СМИ, активистов, студентов и ученых уже посетили показы в Тбилиси и регионах Грузии, после которых состоялись общественные дискуссии.
Тбилисский государственный университет имени Иване Джавахишвили включил серию фильмов в свою учебную программу на факультете социальных и политических наук в качестве дополнительного учебного пособия, а это означает, что со следующего года документальные фильмы смогут увидеть тысячи студентов.
Показ фильма «Наследие мухаджиров» режиссера Лелы Кунчулия, победитель Специального приза МНЕС 2022 года. Показ и дискуссионные мероприятия прошли в Тбилисском университете имени Инване Джавахишвили. Тбилиси, Грузия, 20 ноября 2023 г. © МНЕС
До пандемии Специальный приз МНЕС за мирную журналистику предполагал и месячную стажировку в головном офисе IWPR в Лондоне. После введения ограничений из-за Covid-19 премия была изменена на финансирование медиапродукта, связанного с жизнью пострадавших от конфликта общин в Грузии.
Первым фильмом из серии стал «Чиж», снятый Мамукой Купарадзе – основателем «Студии RE» и лауреатом премии 2019 года. Купарадзе провел несколько месяцев, снимая фильм в приграничных селах Никози, Шиндиси, Мерети, Кошка и Зардианткари в регионе Шида Картли.
«Разграничительная линия – это место, где живут настоящие герои. Это горсть земли, превращенная в чужеродное тело не только для осетин в Цхинвали, но и для этнических грузин из других регионов моей родины», — говорит режиссер.
Главный герой фильма – пожилой мужчина по прозвищу Чиж, отказывающийся покидать свой дом и землю, несмотря на опасность.
«Все знают, что в регионе Шида Картли идет ползучая оккупация – после российско-грузинской войны 2008 года граница начала сдвигаться и шаг за шагом поглощать наши территории, людей, живущих в приграничных селах, похищают, сажают в тюрьмы или даже убивают, когда они посещают собственные дома, яблоневые сады или кладбища. Я попытался придать всему этому человеческое лицо… Все проявления социальной несправедливости можно ясно увидеть в повседневной жизни этого человека, обладающего завидной стойкостью и бесконечной надеждой», — говорит Купарадзе.
Фото: Показ и обсуждение документального фильма «Хазтаг: Разделение неразделимых», Тбилиси, Грузия, 4 октября 2022 г. © IWPR / Давид Мдзинаришвили
Фильм Кетеван Маградзе «Хазтаг: Разделение неразделимых» – это короткая документальная лента, рассказывающая о личных историях этнических осетин в регионе Кахети в Грузии и противостоящая стереотипам, которые сохраняются по ту сторону разделительной линии в зоне конфликта.
Маградзе, лауреат премии 2020 года, посвятила лето поездке в осетинские села регионов Кахети и Картли, где она встречалась с представителями довольно крупной общины этнических осетин, которые предпочли не эмигрировать. Эта община служит мостом между теми, кто остался, и теми, кто бежал во время конфликтов конца 80-х и начала 90-х.
Фильм «Мои связи с Абхазией» рассказывает о том, как молодые люди видят сосуществование абхазов и грузин.
Звиад Мчедлишвили, журналист Радио Свобода и лауреат премии 2021 года, исследовал взгляды постконфликтного поколения.
«Вместо политики или анализа конфликтов мой фильм посвящен обычной жизни грузин. Таким образом, он посвящен молодым людям, для которых Абхазия стала не просто отколовшимся регионом, но и частью их идентичности», — сказал Мчедлишвили в интервью IWPR.
Фильм «Наследие мухаджиров» рассказывает о молодой мусульманке, живущей в причерноморском городе Батуми. Нериман Ашларба – потомок абхазских мухаджиров, стойко хранящая традиции, доставшиеся от предков.
Мухаджирство было следствием имперской миграционной политики России, в результате которой в 1867-1877 годах в Османскую империю было массово изгнано около 50 000 абхазов.
«Моей целью было показать через обычную жизнь одной девушки трагедию абхазских мухаджиров, настоящие и будущие возможности их потомков, поселившихся в Аджарии на черноморском побережье Грузии», — рассказала режиссер фильма, журналистка Радио Свобода Лела Кунчулия.
«Я считаю, что важно рассказывать такие истории, в которых сочувствие и уважение преобладают над языком ненависти по отношению ко всему, что отличается – или даже просто выглядит таковым, поскольку конфликты и войны очень часто начинаются с того, что все незнакомое или чуждое воспринимается как «другое», как «вражеское», — сказал Димитриос Карабалис, глава МНЕС в Грузии.
«Поэтому уважение этнического и религиозного разнообразия очень важно, ведь оно не только делает нас богаче как людей и общества, но и ведет к более устойчивому миру».
Перепечатанно с IWPR. Оригинал статьи можно посмотреть здесь Georgia: Peace Prize Winners Tell Tales of Reconciliation