В Грузии 52% населения – женщины. По показателю включенности женщин в политику из 140 стран мира Грузия занимает 108-е место. Активные женщины страны хотят это изменить.
В парламенте Грузии всего 150 депутатов. Из них 17 женщин, 133 – мужчин. В процентном соотношении, общее число женщин в парламенте Грузии составляет 12%. А в местной власти они представлены 11 процентами.
«Где эти женщины?», — задает риторический вопрос член инициативной группы женщин Ида Бахтуридзе.
На этом фоне, инициативная группа женщин с января этого года начала информационную кампанию в масштабах Грузии — «ПолитикаSHE». В дословном переводе с грузинского языка название кампании означает «В политике», а обычное окончание грузинского языка, указывающее на местонахождение «-ши» в переводе с английского означает «Она», местоимение женского рода.
Целью начатой инициативной группой кампании является повышение информированности о необходимости политического участия женщин и гендерных квот.
Кампания «ПолитикаSHE» началась с Телави 22 января 2016 года. В рамках кампании проводятся тематические лекции-дискуссии. Они уже прошли в Телави и Кутаиси, и, в конечном счете, охватят все основные города Грузии.
В рамках кампании, политически активные женщины говорят о тех препятствиях, которые приходится преодолевать женщинам, желающим заняться политикой.
«На протяжении ближайшей истории демократического развития Грузии, показатель участия женщин в политике не увеличивался. И действующая негибкая избирательная система не способствует участию женщин в политике. Партийные списки, как правило, составляют мужчины, которые часто сомневаются в возможностях женщин, из-за чего женщины не могут попасть в т.н. проходные списки», — говорит член инициативной группы женщин Ида Бахтуридзе.
Представитель женской НПО Культурно-гумманитарный фонд «Сухуми» Лали Шенгелия приветствует введение системы квотирования. Она считает, что женщины в политике нужны для того, чтобы были учтены интересы как мужчин, так и женщин. Больше об инициативе квотирования женщин в парламенте читайте в тексте «Женщины готовятся к парламентским выборам Грузии».
«Женщины политике нужны больше, чем политика женщинам. А этот процесс затормаживается потому, что не происходит способствование приходу женщин в политику. Политические партии не способствуют этому процессу. Женщины редко бывают в партийной десятке. Общество требует большего от женщин, нежели от мужчин. Из-за этого, женщины часто воздерживаются от активного включения в политику», — говорит представитель фонда «Сухуми» Лали Шенгелия.
«Люди должны осознать свой гражданский долг. Должна быть создана социальная среда. Мы должны быть готовы к этому», — говорит Тамар Ониани, студент второго курса по специальности право, Кутаисского государственного университета имени Акаки Церетели.
Ида Бахтуридзе считает, что для незамедлительного роста представительства женщин, необходима временная специальная мера – гендерная квота, которая обязывает политические партии включать определенное количество женщин в партийные списки.
«Из 69 глав районных администраций всего две женщины. Среди мэров и губернаторов нет ни одной женщины. Гендерная квота повысит политическое участие женщин и сократит гендерный дисбаланс», — говорит Ида Бахтуридзе.
Инициативная группа женщин говорит и о тех препятствиях, с которыми сталкивается на пути достижения этого результата.
«Нам говорят, что квота является дискриминационной, но все наоборот. Мы по-другому объясняем барьеры. Второй причиной называют то, что это является антидемократичным, а мы говорим, что это – справедливый подход. Также нам говорят, что это искусственное, а мы говорим, что все законы и регуляции искусственные», — говорит Ида Бахтуридзе.
Как разъясняют в инициативной группе женщин, гендерная квота – временная специальная мера, главной целью которой является рост количества женщин на уровне принятия решений и недопущение их изоляции от политических процессов.
Согласно проведенным в 2014 году общественным исследованиям, 68% населения Грузии поддерживает активное подключение женщин к политическим процессам.
«Что касается отношения непосредственно женщин к этому вопросу, оно изменилось в положительную сторону. Хотя женщины-члены городского совета – против введения квоты. А причиной этому является момент конкуренции. Особенно тяжелая ситуация в регионах», — говорит представитель Культурно-гумманитарного фонда «Сухуми» Хатуна Джалагония.
Тамуна Николеишвили, начальник отделения по делам молодежи мэрии Кутаиси, считает, что квотирование не является дискриминацией, наоборот, оно основано на принципе равноправия.
«Из-за того, что я – женщина, у меня не должно быть проблем между семьей и карьерой. Если ты не очень сильная, то не сможешь продолжить путь, так как рядом со мной нет много женщин-политиков. В Грузии считают, что женщина в политике – это утопия, поэтому мне нужно квотирование», — говорит Тамуна Николеишвили, начальник отделения по делам молодежи мэрии Кутаиси.
Квоты бывают разными: добровольные внутрипартийные квоты; обязательные парламентские квоты; квоты управляющего совета частной компании и другие.
А инициативная группа делает акцент на обязательной парламентской квоте. Это временная специальная мера, которая обязывает политические партии включать заранее определенное количество женщин в партийные списки.
Примечательно, что Грузия взяла на себя международные обязательства увеличить представительство женщин в парламенте.
Согласно разработанной в 2014 году рекомендации Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в течение последующих двух лет Грузия должна обеспечить полноценное и равное участие женщин в политических и публичных процессах.
Финансовую поддержку кампании «ПолитикаSHE» оказывает британская благотворительная организация «Oxfam in Georgia», а осуществляет ее инициативная группа женщин.
Автор материала журналист Лана Кокая, Кутаиси