«Жизнь в рассрочку» эко-мигрантов из Южной Осетии в Марнеули

Миновала центральную улицу Марнеули и направляюсь к т. н. «элеваторному поселению». Планирую выслушать проблемы эко-мигрантов из Осетии.

eco-migrants
В т. н. «элеваторном поселении» в Марнеули кроме Люды Тандиловой живут еще 39 семей из Джавы, являющихся эко-мигрантами. Корпус аварийный, и они уже 20 лет ждут дома, которые им все никак не построят. Фото М. Цикоридзе

В старом и большом блокноте я отмечаю все вопросы, которые помогут в получении полноценной информации. Мы доехали до элеватора. Люда Тандилова традиционно ждет меня у входа во двор – знает, что я никогда не могла зайти к ней домой – и прижимает к груди завернутые в пестрое кухонное полотенце горячие пирожки.

Я обрадовалась, хотя она была еще больше рада видеть меня. Расспросила меня, когда ей построят дом. Я не стала говорить ей о плохом, чтобы она не огорчилась, и поблагодарила за пирожки.

В т. н. «элеваторном поселении», в Марнеули, кроме Люды Тандиловой живут еще 39 семей переселенцев из Джавы, являющихся эко-мигрантами. Их переселили после стихийного бедствия в 1987 году и поселили в корпус проф-училища. С тех пор они живут здесь. Корпус аварийный, и эко-мигранты уже 20 лет ждут дома, которые им все никак не построят.

Люда пригласила меня домой и я приняла приглашение, хотя то, что я увидела там – меньше всего было похоже на дом: две комнаты, бетонный пол, местами расколовшиеся пополам стены, а местами трещины, которые достигают пола. У дровяной печи, рядом с телевизором я заметила очень старый календарь с большой надписью «Моя Осетия 1987».

«Храню его с тех времен. Теперь если только на календаре увижу, а то, кто меня теперь заберет в Осетию?», — с этими словами прошла она мимо меня, дала горячий чай и предложила стул. — «Садись, я хочу поделиться с тобой своими переживаниями».

Люда рассказала, что два месяца назад она заболела воспалением легких, и что сначала боролась с заболеванием народной медициной. Когда лавровые листья и листья айвы не помогли, обратилась к врачу, который поставил диагноз острого воспаления легких и отправил в аптеку с двумя заполненными перечнем медикаментов листами.

«При этом сказал: не нервничайте, если не будет денег, лекарства дадут в рассрочку», — рассказывает Люда.

Дорога до GPC не была длинной. В аптеке ей быстро посчитали стоимость лекарств, а также с улыбкой предоставили информацию о рассрочке. Медикаменты стоимостью 192 лари должны были дать Люде на три месяца, а она должна была платить по 64 лари в месяц.

«Попросили подождать 15 минут, чтобы подтвердить рассрочку. Я ждала 15 минут и била себя по голове: если я каждый месяц буду отдавать 64 лари аптеке, чем мне оплачивать коммунальные налоги или на что купить дрова? И, видимо, Бог услышал меня – ответ пришел отрицательным. Вам уже за 65 лет и мы не можем вам помочь», — рассказывает переселенка и эко-мигрантка.

Супруг Люды уже годы как скончался. Ребенок еще до 2008 года уехал в Цхинвали и с тех пор не приезжал в Марнеули, и редко звонит матери.

«Попросил поехать туда, и обиделся, что я предпочла остаться здесь», — с улыбкой говорит Люда и отмечает, что бывшие соседи почти всегда связываются с ней.

«Скучаю по всем – моей Яне Тедеевой, моей Медико Джиоевой. Если бы не она, наверно, меня бы уже не было в живых – ее сын каждый месяц присылает мне из Москвы деньги на лекарства. Я его вырастила. Мы как и прежде любим друг друга, только из-за войны мы не видим лиц друг друга и скучаем по объятиям», — объясняет Люда и вытирает скатившиеся с глаз слезы красным, обвязанным вокруг пояса, немного испачканным мукой фартуком.

Теперь здоровье Люды Тандиловой здесь, в Марнеули, зависит от ее старой соседки в Цхинвали – Медико Джиоевой. Воспаление постепенно исчезает, но остается доброта, которая спасла жизнь человека, как минимум от рассрочки.

Так и происходит – человеческие отношения никогда не заканчиваются. На этот раз за пределами Эргнети оказалось больше тех, кто придал большее значения здоровью Люды, которую 10 лет не видели, нежели сто раз передвинутым границам.

Для таких не существует границ и ползучей оккупации. Для них ценен человек, а не то, кто откуда и куда проведет границу.

А приготовленный Людой для меня горячий чай почти закончился, и я покинула Люду с надеждой в ее двух маленьких разрушенных комнатах.

Разговор об элеваторских я продолжила с другими – глава районной администрации Марнеули Мераб Топчишвили обещал, что действительно построит им дома, и крутил в руках проектные чертежи, хотя не смог назвать сроки.

Наверно, Люде и другим построят дома, а до этого еще один Новый год она встретила со старой елкой и старым домом, хотя выздоровевшая и без рассрочки.

Марико Цикоридзе, Марнеули

Будьте на связи, общайтесь с нами!

spot_imgspot_img

Статьи по теме

spot_img

Будьте с нами на связи

[td_block_social_counter facebook="womenpeacenetwork" style="style6 td-social-boxed" open_in_new_window="y" f_counters_font_family="394" f_network_font_family="891" f_counters_font_size="eyJhbGwiOiIxNCIsImxhbmRzY2FwZSI6IjEzIiwicG9ydHJhaXQiOiIxMiJ9" f_network_font_size="eyJhbGwiOiIxMyIsImxhbmRzY2FwZSI6IjExIiwicG9ydHJhaXQiOiI5In0=" counter_color="#ffffff" counter_color_h="#ffffff" network_color="#ffffff" network_color_h="#ffffff" tdc_css="eyJsYW5kc2NhcGUiOnsibWFyZ2luLWJvdHRvbSI6IjMwIiwiZGlzcGxheSI6IiJ9LCJsYW5kc2NhcGVfbWF4X3dpZHRoIjoxMTQwLCJsYW5kc2NhcGVfbWluX3dpZHRoIjoxMDE5LCJwb3J0cmFpdCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiMjAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn0sInBvcnRyYWl0X21heF93aWR0aCI6MTAxOCwicG9ydHJhaXRfbWluX3dpZHRoIjo3NjgsInBob25lIjp7Im1hcmdpbi1ib3R0b20iOiI0MCIsImRpc3BsYXkiOiIifSwicGhvbmVfbWF4X3dpZHRoIjo3NjcsImFsbCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiNDAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn19" youtube="UCfv3cw8TlPW0tluF3EGpbuA" twitter="tagdivofficial"]

Новые статьи