Село Кошкеби Горийского района в весенне-летний сезон отличается особой активностью. Местные жители ждут этого периода весь год, так как их доход в основном связан с реализацией фруктов.
Кошкеби – осетинское село, контролируемое грузинской стороной, откуда часть населения в 90-е годы переселилась в Северную Осетию. В это село теперь они приезжают уже в статусе гостей и лишь помогают близким в сельско-хозяйственной деятельности.
Южная Осетия объявила о своей независимости от Грузии после конфликта в начале 90-х годов прошлого века и Москва, которая является ее союзником, признала ее суверенным государством после русско-грузинской войны в августе 2008 года. Настойчивые заявления Грузии о том, что Южная Осетия расположена строго в пределах ее границ поддерживаются со стороны большей части международного сообщества.
В сборе фруктов 60-летней Нателе Чочишвили помогает и 16-летняя Алина, которая, как она сама говорит, приехала из Владикавказа. Хотя этого оказалось недостаточно и она подключила к сбору черешни соседских женщин, которые вместе с Нателой поднимаются до верхушки дерева. На дереве не должно остаться ни одной черешенки. Каждой за сбор 3 ведер черешни Натела платит 3 лари. Когда работы закончатся у нее, сельские женщины переместятся в другие фруктовые сады. В этот период в селе Кошкеби, несмотря на жаркое солнце полудня, большинство женщин сидят на дереве для того, чтобы в конце дня суметь купить хлеб для семьи.
Натела Чочишвили:
«Это мои рабочие. И они довольны, и я. Что я могу сделать. Я вешу 84 килограмма, но все равно поднимаюсь на дерево. Так происходит каждый год и я буду работать до тех пор, пока смогу. У женщин, которые мне помогают, нет фруктовых садов. Некоторые из них ходят из села в село, чтобы что-то заработать. Если не собрать, черешня испортится, я потеряю доход и у этих людей тоже не будет денег».
По словам женщины, очень сложно сидеть на дереве в такую жару, но у многих нет другого выхода. В одно ведро помещается до десяти килограмм черешни. В этом году килограмм продают за 1,5 или 2 лари.
«3 лари даем рабочим и остаются какие-то копейки. Но лучше всего то, что клиент знает, что у нас есть фрукты, приходит на место и покупает. Потом продают в Тбилиси или других городах и у них остается прибыль», — добавляет Натела Чочишвили.
Среди тех, кто поднимается на деревья за сбором фруктов, или вообще в этом селе, мужчин почти не увидите. Натела Чочишвили говорит, что мужчины отказываются от выполнения такой работы и считают, что это больше женское дело.
«У мужчин другие дела. Они долго не живут и поэтому мы бережем их. Некоторые пашут, некоторые косят. У них тоже свои дела, не сидят без дела».
«Нам нельзя туда подниматься – такое правило. Что мужчине делать на дереве? На нас дрова, скот, обработка земли. А женщины что делают весь день? Утром-вечером подоят коров, выпекут хлеб – это их дело. Ничего с ними не случится. Соберут фрукты и сами заработают что-то для помощи семье. И так сколько нас осталось мужчин. Всего-то 20 в селе. Все поехали жить в Россию», — говорит местный житель Ушанги Олгесашвили.
«Мужчины не умеют собирать фрукты. Черешню надо собирать с ножкой и медленно класть в ведро. В противном случае она не будет пригодна для продажи. Мне 63 года, и работая таким образом уже годы, каждый сезон я зарабатываю на жизнь для себя и помогаю другим членам семьи. Я вышла замуж в Карели из этого села, но прихожу для того, чтобы работать на сборе фруктов», — говорит Маринэ Карумидзе.
Кошкеби – последнее село в административной единице Скра. Со своим прошлым и настоящим. В этом селе традиционно в каждой семье хотя бы один – грузин. Поэтому, работы, которые являются основным источником доходов для местных жителей, грузинские и осетинские женщины выполняют вместе. Их объединяет и общая цель – в конце дня обеспечить семью необходимым. Общие у них и проблемы, и желание их решить.
Нона Олгесашвили:
«Мой брат служит в грузинской армии. Я общаюсь с грузинскими и осетинскими семьями. В этих селах по-другому невозможно жить. Нас всех беспокоят проблемы села. У нас нет нормальной автомобильной дороги, у нас нет воды. Течет один ручеек и именно мы, грузинские и осетинские женщины, каждый день вместе стоим в очереди, чтобы заполнить посуду и позаботиться о семье. У нас, соседей, никогда не было разлада. Претензии у нас к властям. Наше село, в отличие от других сел, даже не удостоили вывески».
Фридон Гобозашвили: «В 90-е годы большая часть населения покинула это село. Тогда причиной были военные действия и беспорядок. А теперь нам приходится тут жить из-за отсутствия надлежащих условий. В село не провели даже природный газ. И так в мучениях проходит время. Если только во время сезона черешни заработаем на хлеб. Но, по сравнению с прошлым годом, в этом году упала и ее цена. При этом был град, который все испортил. Не знаю, что с нами будет этой зимой. Люди на грани голодания. Если власти не хотят, чтобы и Кошкеби стало похоже на городище, должны позаботиться о нас. Не хочу думать, что нас бросили и оставили без внимания из-за того, что здесь мы в основном осетины».
В селе Кошкеби сейчас всего 80 дворов. Во время российско-грузинской войны 2008 года их было вдвое больше. Осетинские семьи приютили сбежавших из грузинских сел людей. Среди них были старики и дети. Местные жители объясняют, что грузин и осетин исторически всегда связывала дружба и политические процессы не разрывают эти связи. Натела Чочишвили вместе со своими «женщинами-рабочими» вспоминают лишь период семилетней давности, когда испуганные и оставшиеся под открытым небом семьи нуждались в их помощи и поддержке.
Во время сбора черешни женщины почти не говорят о политических процессах. Для них главное – лишь мир, чтобы суметь продолжить жить вместе. Аналогичный настрой и у других жителей этого села.
Несмотря на тяжелое социально-экономическое положение в селе, проживающие здесь грузины и осетины вместе заботятся о завтрашнем дне и традиционно вместе встречают радости и горе. Говорят, что время не отражается на их дружеских и родственных связях.
Автор материала Нино Чибчиури