Какие обещания женщинам Грузии дают кандидаты в парламент и как они намерены бороться за их права?
Медея Гогсадзе
На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, кокторая началась 16 сентября этого года, президент Литвы Даля Грибаускайте подчеркнула важность женской общественно-политической активности для устойчивого развития общества. Она призвала женщин всего мира реализовать свои способности в национальных парламентах, научных лабораториях и советах директоров компаний.
Как отразилась эта важнейшая тенденция современности в предвыборных программах политических сил Грузии?
«Республиканцы» настроены весьма решительно. Кандидат мажоритарий Тамар Кордзая говорит, что ее партия снова представит в парламент законопроекты о фемициде и квотировании партийных списков.
В программе «Национального форума» нет отдельно выделенного гендерного направления, но этот аспект учтен в других приоритетах. Например, в пакете реформ экономической системы, социальной сфере, проблемах внутренне перемещенных лиц и т.д.
По словам кандидата мажоритария от «Национального форума» Наны Квривишвили, объединение поддержит законодательные инициативы по обеспечению равных условий для карьерного роста женщин, а также программы помощи для одиноких и многодетных матерей.
В вопросах по насилию в семье «Национальный форум» стоит за превентивную стратегию и поддерживает законопроект республиканцев о фемициде.
А вот «Свободные демократы» не считают нужным принимать специальный закон о фемициде. На их взгляд, будет вполне достаточно учитывать гендерную составляющую правонарушений.
В программе партии «Нино Бурджанадзе – Демократическое движение» тоже нет отдельного гендерного направления, зато имеются два пункта гендерного содержания. Согласно одному из них, время по уходу за ребенком должно засчитываться в рабочий стаж; а второму – матерям следует выплачивать т.н. «зарплату матери», основанную на реальном прожиточном минимуме.
Отдельного гендерного направления нет также и в программе «Единого Национального Движения». Гендерная составляющая учтена в разделе о защите прав человека. Кандидат мажоритарий от «националов» Мариам Раминашвили указывает на серьезный недостаток в законе «О насилии в семье»: уголовное дело возбуждается лишь в том случае, если сотрудник правоохранительных органов является непосредственным свидетелем факта.
Это решено исправить. Женщины-националы поддержали законопроект о фемициде и намерены сделать это снова.
В программе объединения «Грузинская мечта – демократическая Грузия» отражена стратегия по защите прав человека принятая пару лет назад.
По словам кандидата мажоритария Нино Гогуадзе в программе зафиксирован также компонент гендерных прав. А конкретные инициативы и их претворение в жизнь – это уже рабочий процесс. Всего в программе, по ее словам, не распишешь. Что же касается законопроекта о фемициде, по словам Нино Гогуадзе, в случае повторного представления он будет тщательно изучен (больше о законопроекте по фемициду читайте в статье: Законопроект о фемициде: наказанием против «рыцарей чести»).
В программе партии «Топадзе – промышленники» тоже нет отдельного гендерного направления. Однако руководитель объединения Зураб Ткемаладзе подчеркивает, что разумные инициативы на этот счет они будут поддерживать так же, как когда-то поддержали закон «О насилии в семье». Что же касается законопроекта о фемициде, после повторного представления «промышленники» его изучат и лишь после этого составят окончательное мнение.
Гендерное направление слабо представлено в партии «Паата Бурчуладзе – государство для народа». Основным приоритетом этого объединения является экономический рост. И это чувствуется: женщин мажоритариев всего девять, а в первой двадцатке списка – их нет вообще.
Численность женщин кандидатов – еще один индикатор гендерной корректности идеологической платформы партий и политических объединений. А еще это важнейший показатель политической активности женщин.
В парламенте 2012-2016 г. женщины составляют лишь 12%. С этим показателем Грузия занимает лишь 147-е место в мире.
Фото с открытого ресурса Flickr.com/CreativeCommons