Одно из самых важных культурных событий 2015 года – Тбилисский 16-й международный кинофестиваль – посвятили правам женщин и развитию гендерной демократии.
На фестивале прошлого года особое место предоставили фильмам женщин-режиссеров и тем работам, тематика которых была связана с гендерными и смежными вопросами. Фестиваль 2015 года был оранжевым, что является символом международной кампании против насилия в отношении женщин.
Женщины Южного Кавказа за права женщин
Кроме кинопоказа, в рамках секции Тбилисского международного кинофестиваля «Видение женщин», прошло три панельные дискуссии с участием грузинских, армянских и азербайджанских докладчиков. Женщины Южного Кавказа рассуждали о правах женщин, формировании идентичности, гендерном насилии и вопросах женщин, как общественно активных фигур.
«Акцентирование на проблемах важно не только на кинофестивале, но и в целом. Кинофестиваль – это то место, где собираются люди с разными интересами, из совершенно разных социальных сфер и разных культур. Соответственно, это возможность донести до всех голос (женщин)», — говорит член Группы поддержки женских инициатив (WISG) Магда Каландадзе.
Марине Адамян, которая на кинофестивале представляла армянскую неправительственную организацию «Общество без насилия», говорит, что, в отличие от Грузии, в армянском законодательстве все еще нет конкретной статьи для превенции насилия в отношении женщин.
«Женщины в нашей стране особенно незащищенные, права женщин нарушаются – приблизительно на 80-90% чаще, чем мужчин», — говорит Марьям Куршудян, которая представляла коалицию неправительственных организаций «За прекращение насилия против женщин».
Секция «Женское видение» открылась документальным фильмом Аята Наяфи «Песня ничьей земли» (No Land’s Song).
- Когда песня – революционный акт
В 1979 году жертвой Исламской революции в Иране, помимо прочего, стали и права женщин. Со дня установления теократического режима аятоллы Хомейни, женщинам запретили даже исполнение сольных песен. Им можно петь лишь в единственном случае – если они поют в закрытом пространстве, и тем более для женщин.
Несмотря на культурные оковы и цензуру, молодой композитор Сара Наяфи планирует провести концерт с участием женщин солистов. Для поддержки в этой борьбе она даже пригласит в Тегеран французских музыкантов. Французско-иранский музыкальный проект, по мнению организаторов, будет началом новой эпохи для Ирана и сделает возможным возобновление культурных отношений между Ираном и Европой.
Снятый братом Сары Наяфи, Аятом Наяфи, в 2013-2014 годы документальный фильм «Песня ничьей земли» описывает этот решительный шаг музыкантов.
В фильме видно, как включенным в проект Сары Наяфи французским, иранским и тунисским музыкантам сложно переносить давление государства. С другой стороны, официальных лиц Ирана пугает международная критика. В конце концов министерство культуры было вынуждено согласиться на требование Сары о проведении концерта.
После концерта у Сары спрашивают, надеется ли она на то, что жизнь иранских женщин изменится, и она отвечает: «Нет, совсем нет. Ничего не изменилось к лучшему». Иной и обнадеживающий ответ на тот же вопрос у ее брата.
«Все что нам нужно – это надежда, — говорит Аят Наяфи. – К сожалению, надежда очень мала. Этим фильмом я хотел показать, что та маленькая надежда все же существует. Сила музыки значительно сильнее их глупой системы».
- Собака – истории современных стамбульцев
«Собака» (Köpek) – так называется новый фильм турецкого режиссера женщины Эсен Исик. Художественный фильм крутится вокруг трех проживающих в азиатской части Стамбула человек. В этом городе живут 10-летний подросток Чемо, транссексуал Эбру и замужняя женщина Хаят.
Чемо вместе со своими друзьями торгует на улице, чтобы купить лекарства больной бабушке. Его родители живут порознь. Чемо растет с отцом, который особенно любит выпивку и сигареты.
Семья Хаят ничем не отличается от других – малолетний ребенок и муж.
А трансгендер Эбру из-за своей идентичности ежедневно справляется с насмешками, ненавистью и агрессией.
Чемо вместе с друзьями пытается спасти найденного на улице беспомощного щенка. Дети на последние монеты покупают молоко для щенка. «Нам для себя еле хватает денег» – кричит разъяренный отец на Чемо, когда обнаруживает, что дети привели щенка домой.
Хаят контролирует муж. Проблемы начинаются, когда она встретит первую любовь – муж не верит, что жена не изменяет ему. Ревнивый мужчина побьет ее посреди улицы. Полиция не помогает Хаят. Они не вмешиваются в дела «мужа-жены» и уходят с места происшествия без реагирования.
Жизнь Эбру особенно трудна в патриархальном обществе. Она работает в салоне красоты и в то же время является секс-работницей. Эбру – женщина трансгендер и из-за своей идентичности ей часто приходится справляться с разными проблемами. Именно из-за иной идентичности ее бросит любимый мужчина, у которого есть невеста. Его, видимо, пугает реакция общества.
Герои трех разных историй пытаются удовлетворить стремление к любви, хотя бы на секунду.
- «Ваня» – лицо невидимых женщин
Ваня сидела в тюрьме за ограбление банка. Освободившись из длительного заключения у Вани средних лет усиливается чувство одиночества. Она начинает работать стажером на ипподроме. Там Ваня познакомится с проблемным тинейджером Эмой. Женщины быстро подружатся. Эма все больше становится зависима от наркотиков, а Ваня пытается спасти ее.
Режиссер фильма немка Каролина Хелсгард приезжала на Тбилисский кинофестиваль. «Выйдя из тюрьмы главным вызовом Вани становится спасение из своей внутренней тюрьмы, — говорит режиссер. – В конце концов, Ваня – это портрет тех людей, у которых ничего не было в жизни, и ее существование незаметно для общества».
- «Сильно любимая» – запрещенный фильм
Французско-марокканская драма 2015 года Набиля Аюша – один из первых фильмов, который затронул тему проституции в Марокко. Действие происходит в Марракеше. Фильм повествует о четырех женщинах секс-работницах. В фильме на первом плане – вопрос коррумпированности полиции и о том, как сутенер обижает проституток.
Фильм вызвал дебаты в Марокко еще до его выхода на экраны, после того как в интернете появилось несколько видеороликов. Исполнительнице главной роли – Лубне Абидар – даже угрожали убийством. Предводители религии осудили фильм за показ негативного лица Марокко. По их мнению, в фильме даже ощущается симпатия в отношении секса без брака и гомосексуалистов.
Актриса Лубна Абидар из-за нападения была вынуждена покинуть Марокко и бежать во Францию. Она также распространила видео, в которых видно, как сильно ее избили. Она описывает, как полиция и врачи отказались ей помогать: «После нападения, в полночь, я пошла в главный участок полиции Касабланки, а там вместо помощи насмеялись надо мной. Офицер полиции со смехом сказал: «Наконец, Абидар, кто-то побил тебя!».
«Сильно любимая» до сих пор запрещен в Марокко, как фильм унижающий моральные ценности.
- «Паулина»
28-летняя Паулина отказывается от великолепной карьеры адвоката и решает посвятить свою жизнь преподаванию в одном бедном регионе Аргентины. В грубой среде она сконцентрирована на своем деле – образовании учеников. Она, фактически, пожертвует любимым и верой в него ради своего дела.
После прибытия в маленький, захолустный регион, Паулину жестоко изнасилует банда молодежи. Некоторые из них – ее ученики. Несмотря на травму, она все равно защищает подозреваемых от полиции. Именно из-за этого решения она расстанется с возлюбленным, пойдет против отца, который является влиятельным судьей и тайно от дочери расследует дело.
«Паулина» – ремейк снятого в 1960 году фильма («Банда» – La Patota, The Gang). Новый фильм Сантьяго Митре первый раз показали на Каннском фестивале этого года в секции «Неделя международных критиков». Фильм получил призы Nespresso и FIPRESCI.
- «Бараш»
«Бараш» – художественный фильм, снятый Тель-Авивским режиссером женщиной Михал Виник. Премьера фильма состоялась в сентябре на кинофестивале в Сан—Себастьяне. Сюжет отражает жизнь израильской девочки-тинейджера Наамы Бараш.
Семнадцатилетняя Наама живет в захолустном окраинном районе Тель-Авива. Она одна справляется с ежедневным однообразием. У нее есть бунтарка сестра, которая служит в армии.
В жизни Наама все изменилось, когда в ее школе появилась новая девочка – Дана Хершко. Наама пристрастится к наркотикам, миру лесбийской любви и секса. Они часто ездят в Тель-Авив автостопом, развлекаются в ночных клубах.
Бараш описывает процесс поисков женщинами своей идентичности в среде, где иное представление о сексе, наркотиках и любви. Показывает, что в современном Израиле все еще нет места для молодых, полных жизнью, отличающихся от других женщин.
- Дочь Индии и арабская весна Индии
16 декабря 2012 года в Южном Дели шесть мужчин прямо в автобусе изнасиловали 23-летнюю индийскую женщину, будущего врача Джиоти Сингх. После жестокого обращения Джиоти вместе с ее друзьями выбросили из транспорта прямо на дорогу. Через два дня она скончалась.
За инцидентом в Индии последовала сильная волна протеста – с 21 декабря тысячи протестующих сплотились на улицах Дели, Бенгалуру, Калькутта и других городов против насилия.
22 декабря в Дели была приостановлена работа семи станций метро, чтобы полиция как-нибудь приостановила протест. Но волна протеста еще больше усилилась и достигла других стран Азии: насилие против женщин опротестовывали в Непале, Шри-Ланке, Пакистане и Бангладеше. Нирбая-бесстрашная – так называли Джиоти Сингх, женщину, которая стала символом борьбы против насилия в отношении женщин.
Фильм Лесли Адвин запретили в Индии сразу после выхода на экраны, но все это движение дало такие результаты: государство ввело 20-летнее тюремное наказание за изнасилование. А для тех, кто повторно совершит подобное преступление, ожидает смертная казнь.
«Дочь Индии» стал объектом интереса общества, и в то же время критики. Одной из причин, по которой феминисты критикуют Лесли Адвин, является, по их мнению, комплекс белого спасителя. Кроме того, по мнению индийской активистки (она видна и в фильме Лесли Адвин) Кавиты Кришнан, в фильме не видно тех индийских мужчин, которые стоят на стороне закона, морали и порядка.
Наряду с множеством других аспектов, активисты критикуют и название фильма. Все, кто наблюдал за движением 2012 года, заметил бы, что выступающие были против того, чтобы их идентифицировали как «матерей», «сестер» и «дочерей». Активисты хотели, чтобы общество приняло их как индивидуальных женщин. Одной из главных целей движения был отказ от патриархального протекционизма – патриархата, который предлагает женщинам защиту, но отрицает их свободу.
На Тбилисском международном фестивале была продюсер «Дочь Индии» Риди Джа. Она так ответила на вопрос IWPR о критике в связи с заголовком фильма:
https://youtu.be/4iHZGpdpdyA
(Перевод текста на русский язык):
— Для всей Индии она (Джиоти Сингх) была известна под именем «Нербая» (рус. «Храбрая»), или как дочь Индии. «Нербая» – слово на хинди, а мы хотели отправить глобальное сообщение всему миру. Естественно, было важно, чтобы заголовок был понятен для всех, чтобы было понятно, о чем фильм. Знаю, что феминистам действительно не нравится название фильма, так как это патриархальный термин. Хотя, считаю, что нужно фокусироваться на более важной проблеме. Мы пытаемся решить проблему насилия – внедрить равноправие.
Автор материала Лука Пертая