Треть этнических азербайджанок в грузинском регионе Квемо Картли выходят замуж до 18 лет. Многие из них бросают школу и больше в нее не возвращаются.
Согласно данным грузинского департамента статистики, в 2014 году 4000 девушек вышли замуж в возрасте 16-19 лет. В прошлом году таких было 1527. Но эксперты не спешат отменять тревогу.
Ляман Мамедова – ученица 11-го класса в деревне Мамхути Болнисского района. В ее классе учатся лишь трое девушек. Остальные бросили школу из-за брака в раннем возрасте.
Но Ляман говорит, что ее единственная мечта – продолжать образование, окончить школу и идти учиться в университет:
«Образованная женщина – это образованное общество. Моя самая большая мечта продолжить свое обучение в школе и после нее. Я до конца буду бороться даже со своими родителями, если они будут заставлять меня выйти замуж и бросить школу из-за этого. Я не хочу повторять судьбу своих подружек».
По данным Фонда ООН в области народонаселения (
В этом же докладе указанно, что в регионе Квемо Картли 32% всех замужних этнических азербайджанок замуж вышли в несовершеннолетнем возрасте. 5% из них в брачные узы вступили в возрасте 13-14 лет и 16% – в 15-16 лет. В 2012 году 3144 (5,5%) девочек в регионе Квемо Картли стали матерями до своего 18-летия.
Квемо-Картли – район в южной части Грузии, юго-западнее Тбилиси. Тут компактно проживают этнические азербайджанцы, которые составляют основную часть населения этого региона. По данным всеобщей переписи населения, проведенной в Грузии в 2014 году, в стране проживает 233 тысячи азербайджанцев.
Пустеющие школы
Гияс Бадалов, директор средней школы деревни Мамхути, говорит, что самым главным фактором сокращения количества детей в школах региона Квемо Картли является распространение ранних браков:
«Большинство детей бросают у нас школу до 9-го класса. Количество детей в моей школе, например, снизилось от 127 учеников до 114 за один год. Иногда, ученики не хотят ходить в школу, но чаще, уже не могут из-за новых семейных обстоятельств. И мы вынужденны закрывать классы. А это приводит к сокращению учебных часов. Недавно сразу четыре девушки из 12-го класса перестали ходить в школу из-за того, что подряд вышли замуж. Мы были вынуждены закрыть и этот класс. Мне говорили, иди в полицию, пожалуйся, чтобы полиция посадила их [мужей]. Но я подумал, что все мы односельчани и я не смогу так поступить. Поэтому, был вынужден принять заявления родителей о выписке детей из школы».
В вышеупомянутом исследовании ЮНФПА указанно, что на 2005 год уровень образования у 34% девочек в Квемо Картли, вышедших замуж в возрасте 15-19 лет, оставался на начальном уровне.
«Я сказала своей семье, что не хочу выходить замуж рано. Хочу учиться дальше. Некоторые одноклассницы бросили школу и создали семьи из-за того, что их семья заставила. По моему, именно поэтому они сталкиваются со многими трудностями, но не могут говорить об этом вслух», — говорит 11-классница Ляман.
Другая ученица 11-го класса Гюнай Гасанова, которая учится в той же школе деревни Мамхути, думает, что девушки, которые выходят замуж до совершеннолетия не в состоянии растить здоровых детей.
«Девушки, которые создают семью в раннем возрасте не смогут дать образование своим детям, так как сами чаще всего не заканчивают школу. Они даже не могут хорошо ухаживать за своими детьми. Я закончу школу обязательно. И моя самая большая мечта – стать инженером».
По данным министерства образования и науки Грузии с 2011 по 2013 год, 7367 девочек станы бросили школу до 15 лет.
Ученица 11-го класса Нармин Алиева, которая добивается успехов по всем предметам в школе, говорит, что ее семья ее поддерживает: «Моя семья не заставляет меня выходить замуж рано. Они поддерживают меня. Но не все девушки такие счастливые как я. Многих из них семьи заставляют бросить школу и выйти замуж».
Причиной ранних браков и уклонений от образования в Квемо Картли часто становятся сами родители и старые народные обычаи. В этом уверен директор мамхутской школы Гияс Бадалов:
«Такого типа проблемы больше всего встречаются в регионах, где компактно проживают этнические азербайджанцы. В корне проблемы стоят родители. Мы неоднократно говорили с ними об этом. Дети такого возраста (как тут говорят, на выданье), пока сами себя не знают, как они семью смогут создать. Никакой пользы от того, что мы пугаем родителей полицией и законом, нет. Родители не согласны с законом».
Отсутствие контроля
Глава школы думает, что государство должно применять более жесткие меры в этой области. Например, могла бы быть создана отдельная институция, которая будет заниматься исключительно проблемами ранних браков этнических азербайджанцев:
«Мы боремся с этим, но родители не слушают нас. Думаю, если бы был государственных контроль, было бы лучше. Просто необходимо существование государственной институции, которая занялись бы конкретно проблемой ранних браков, общалась с семьями, девочками и мужчинами отдельно».
На предложение директора мамхутской школы отвечает советник премьер-министра Грузии по вопросам прав человека и гендерного равноправия София Джапаридзе, которая говорит, что в сентябре 2015 года была создана специальная рабочая группа по вопросам ранних браков. В нее включены более 20 государственных институций, международные и местные организации.
Одной из ответственностей рабочей группы является создание стратегии и плана действий по включению правительства в решение проблемы ранних браков в стране. Группа также должна определить необходимые меры вмешательства и превенции. Рабочая группа при создании обязалась также изучить последствия ранних браков для общества и самих женщин.
Председатель Ассоциации азербайджанских женщин в Грузии Лейла Сулейманова считает, что после принятия последних законов в обществе начались изменения, но проблема пока далека от решения.
«Ответственность в проблеме с ранними браками несет не только семья, но и само общество, директора школ и учителя. В связи с этим, должна быть представлена большая роль НПО и государственных институций. Они должны вести разъяснительные беседы с семьями и другими членами общества. Но по моему личному мнению, только разговорами с семьями проблему не решить. В обязательном порядке надо вести беседы в школах, как с педагогами, так и с самими детьми. Если бы штрафовали директоров школ, которые не информируют министерство о том, что ученики бросают школу, то они бы лучше выполняли свои обязательства».
Координатор проекта по семейному насилию и ранним бракам Самира Байрамова считает, что проблемы в сфере образования тоже можно считать одной из главных причин ранних браков:
«Все знают, что проблема с кадрами в школах – не только в Квемо Картли, а по во всей стране. Возраст большинства учителей выше среднего. Часто у них даже нет желания проводить уроки. А это снижает желание детей к обучению. В последнее время замечаю растущий интерес девочек к браку в прямо со школьной парты».
Самира Байрамова думает, что принятого в конце прошлого года законопроекта по запрету бракосочетания с несовершеннолетними, недостаточно.
«Мне казалось, что после принятия закона, эта проблема максимально уменьшится. Но уже видно, что закон не сработал так, как задумывалось. С января 2016 года в законодательстве Грузии начали действовать поправки, запрещающие браки с участием несовершеннолетних без разрешения от судебных органов. Исключения возможны в случае беременности или же рождения ребенка».
К сожалению, общество Квемо Картли не относится к раннему браку как к проблеме. Поэтому, ситуация до сих пор остается сложной. А население выдумывает новые методы, как обойти новый закон, поэтому тюремные заключения и штрафы их не особо пугают.
Автор статьи Нурана Маммад
Фото автора