Война вошла жизнь современного человека в качестве непрекращающегося реалити-шоу в его смартфоне. Жестокие кадры бомбардировок и его последствий, расправ над военнослужащими и мирным населением мы получаем в личных сообщениях или в ленте соцсетей с разных уголков планеты, без купюр. Зачастую война со всеми ее ужасами предстает в женском обличии.
Обнаженное тело молодой девушки, брошенное на кузов грузовика боевиков ХАМАС – этот кадр стал, пожалуй, одной из самых шокирующих иллюстраций нападения террористической организации на Израиль.
Другой кадр – момент похищения 25-летней Ноа Аргамани с территории фестиваля электронной музыки Supernova. Перепуганная и растерянная Ноа, которую боевики, посадив на заднее сиденье мотоцикла, увозят в Сектор Газа, – еще один трагический символ этой войны.
Женский образ продолжает оставаться одним из наиболее ужасающих инструментов воздействия на аудиторию во время вооруженных конфликтов. Это связано с тем, что зачастую именин с женщинами ассоциируются наиболее страшные военные преступления, в частности, сексуальное насилие.
С 24 февраля 2022 года через новостные сводки мир буквально становился свидетелем тысяч историй изнасилований и зверств, пережитых и рассказанных из первых уст жительницами Украины. Среди тысяч погибших – 53-летняя Ирина Филькина, чья рука с красным маникюром стала иллюстрацией резни в Буче.
Сексуальное насилие над женщинами в Украине поставило журналистов перед этической дилеммой. Многие СМИ обращались к Женской организации ООН в Грузии с вопросом: как, освещая эту тему, не навредить женщинам-жертвам войны?
Международная организация в сотрудничестве с IWPR и Хартией журналистской этики решили разработать устойчивый документ «Женский образ войны: роль СМИ и их ответственность». Это – свод правил, которыми представители СМИ могли бы руководствоваться при освещении проблем женщин во время войны и конфликтов.
Необходимость подготовить такое пособие была продиктована еще и тем, что Грузия стала одной из стран, принявших большое число украинских беженцев, среди которых в основном – женщины и дети.
По словам руководителя совета Хартии журналистской этики Хатии Гогоберидзе, освещение женской тематики в СМИ оказывает сильное влияние на восприятие аудиторией роли женщины.
«Мы вносим большой вклад в то, углубим мы стереотипы или поборемся с ними. Журналистские подходы оказывают больше влияние на то, как будут восприниматься гендерные роли», говорит Хатиа.
Неправильный подход, по ее словам, демонстрируют иногда не только медиа, но и государство. Так министерство обороны Грузии в свое время разместило в общественном транспорте рекламные баннеры с призывом: «Стань солдатом». На плакатах мужчины представали в привычной военной форме, в то время как женщин-военнослужащих в ведомстве решили запечатлеть с детьми на руках.
«Эти примеры говорят о том, какое влияние подача информации может оказывать на самих женщин и на восприятие аудитории. Медиа несет ответственность за укоренение стереотипов в обществе», говорит Гогоберидзе.
В медиапродуктах, затрагивающих темы войны и конфликтов, доминируют мужчины. Женщины в основном предстают в образе матерей, жен, сестер, чаще всего в виде плачущих и разбитых горем жертв. Но редко – в образе вовлеченных в конфликт военных. О женщинах, как говорят авторы руководства для журналистов, часто говорят, но их не слушают и не дают им слово.
«Женщины в основном всегда на заднем фоне. Мы чаще говорим о них, но редко предоставляем им трибуну. Важно выслушать лично их. Женщины не только жертвы. Они и герои. Они не должны быть только в пассивной роли», говорит член совета Хартии.
По словам Гогоберидзе, даже при освещении в СМИ жизни женщин-военнослужащих, происходит их объективизация, делаются акценты на детях, в то время как в контексте мужчин дети появляются реже.
«Бывает, у женщин-военнослужащих берут интервью где-то на кухне, а у мужчин – на фронте, на фоне танков. Важно учитывать влияние всех деталей», говорит Хатиа.
Впрочем, по словам регионального директора Института по освещению войны и мира (IWPR) Беки Баджелидзе, свод правил для журналистов нацелен не только на то, чтобы рассказать, «как правильно освещать насилие и подобные преступления».
«Это лишь вершина айсберга. Под ним же намного больше проблем, превалирующие маскулинные социальные нормы, и вытекающие из них предрассудки и пр., что жизненно важно учитывать при освещении сенситивных тем», говорит Бека.
«Наш задача показать журналистам путь и помочь рассказать, что о женщине во время войн и в постконфликтный период не следует говорить только с перспективы жертвы. Женщины играют активную роль борцов за справедливость и прав человека, участвуют как в гражданской дипломатии, так и в официальных процессах миростроительства и восстановления».
Автор статьи Хатиа Хасаиа.
С полным текстом путеводителя можно ознакомиться здесь.